|
Документ подписан электронной подписью |
Рабочая программа воспитания
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Морячок» комбинированного вида (МБДОУ детский сад «Морячок»)
ст.Кагальницкая
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1. |
Пояснительная записка |
3-4 |
2. |
Целевой раздел Программы воспитания |
5-10 |
2.1. |
Цели и задачи воспитания |
5 |
2.2. |
Принципы Программы воспитания |
5-6 |
2.3. |
Направления воспитания |
6-8 |
2.4. |
Целевые ориентиры воспитания |
8-10 |
3. |
Содержательный раздел Программы воспитания |
11-20 |
3.1. |
Уклад ДОО |
11-13 |
3.2. |
Воспитывающая среда ДОО |
13 |
3.3. |
Общности ДОО |
13-15 |
3.4. |
Задачи воспитания в образовательных областях |
15-16 |
3.5. |
Формы совместной деятельности в ДОО |
17-19 |
3.5.1. |
Работа с родителями (законными представителями) |
17-19 |
3.5.2. |
События ДОО |
19 |
3.5.3. |
Совместная деятельность в образовательных ситуациях |
19 |
3.6. |
Организация развивающей предметно-пространственной среды |
20 |
3.7. |
Социальное партнерство |
20 |
4. |
Организационный раздел Программы воспитания |
21-23 |
4.1. |
Кадровое обеспечение |
21 |
4.2. |
Нормативно-методическое обеспечение |
21 |
4.3. |
Требования к условиям работы с особыми категориями детей |
21-23 |
|
Рабочая программа воспитания МБДОУ детского сада «Морячок» включена в содержание образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада «Морячок», адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) МБДОУ детского сада «Морячок» и адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) МБДОУ детского сада «Морячок».
России (п. 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809).
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в ДОО.
Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
Общие задачи воспитания в ДОО:
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
- принцип инклюзивности: организация образовательного процесса, при котором все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно - этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Патриотическое направление воспитания.
Духовно-нравственное направление воспитания.
Социальное направление воспитания.
Познавательное направление воспитания.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
Трудовое направление воспитания.
Эстетическое направление воспитания.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление воспитания |
Ценности |
Целевые ориентиры |
П атриотич е с кое |
Родина, природа |
Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому |
Духовно нравственное |
Жизнь, милосердие, добро |
Способный понять и принять, что такое "хорошо" и "плохо". Проявляющий сочувствие, доброту. |
Социальное |
Человек, семья, дружба, сотрудничество |
Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию "Я сам!". Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. |
Познавательное |
Познание |
Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. |
Физическое и оздоровительное |
Здоровье, жизнь |
Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. |
Трудовое |
Труд |
Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в |
|
|
|
быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). |
Эстетическое |
Культура и красота |
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и другое). |
|
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы.
Направления воспитания |
Ценности |
Целевые ориентиры |
П атриотич е с кое |
Родина, природа |
Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Духовно нравственное |
Жизнь, милосердие, добро |
Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу. Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. |
Социальное |
Человек, семья, дружба, сотрудничество |
Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное |
Познание |
Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. |
Физическое и оздоровительное |
Здоровье, жизнь |
Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья - занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. |
Трудовое |
Труд |
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Эстетическое |
Культура и красота |
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. |
|
Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования.
Уклад ДОО - это ее необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО, воспитателей и специалистов,
вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.
Цель и смысл деятельности ДОО, ее миссия.
Цель деятельности ДОО - создать условия для обеспечения целостного развития личности каждого ребенка:интеллектуального, физического, эмоционально -
нравственного, волевого и социально-личностного в период дошкольного детства.
Смысл деятельности ДОО - осуществлять воспитание и обучение детей дошкольного возраста от двух до семи лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей.
Миссия ДОО - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечение условий для личностного развития и проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья.
Принципы жизни и воспитания в ДОО.
Принцип воспитания в ДОО:
Принципы взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОО:
Образ ДОО:
Имидж ДОО:
Правила для родителей:
Правила для детей:
Правило для сотрудников ДОО:
Правило для всех:
Традиция ДОО:
Ритуал ДОО:
Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность.
Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемая всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача - объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников - необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими - это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать нормы профессиональной этики и поведения:
Для реализации содержания Программы воспитания необходимо соотнести направления воспитания и образовательные области, т.к. содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям "Родина", "Природа", "Семья", "Человек", "Жизнь", "Милосердие", "Добро", "Дружба", "Сотрудничество", "Труд".
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья", "Познание", "Родина" и "Природа", что предполагает:
- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям "Культура", "Красота", что предполагает:
Художественно-эстетическое развитие
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественноэстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям "Красота", "Культура", "Человек", "Природа", что предполагает:
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям "Жизнь", "Здоровье", что предполагает:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
Основные направления и формы взаимодействия с семьей.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей. Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка
(его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детскородительских) отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных,
электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).
На стендах размещается оперативная информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.
Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада в сети «Интернет» и на официальной странице ДОО в группе «ВКонтакте».
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.
Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе.
Основными формами просвещения выступают родительские собрания.
Основные формы обучения родителей: мастер-классы, проекты.
Мастер-класс - особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером, экологом и др.).
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги- родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных формах: праздники, прогулки, проектная деятельность.
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха дошкольников,
проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества воспитывающих взрослых и др.
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
Воспитательное событие - это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры, ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка), режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее), свободная игра, свободная деятельность детей и др.);
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, со взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (праздники, досуги и т. д.);
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению Образовательной Программы, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОО.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОО можно отнести:
Реализация воспитательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды (далее - РИПС) может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.
РППС отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОО и включает:
РППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком, и содержит:
безопасность;
совместной деятельности;
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
Вся среда ДОО должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для РППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
К кадровым условиям реализации Программы относятся:
ДОО укомплектовано квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.
Для реализации программы воспитания ДОО рекомендуется использовать практическое руководство 'Воспитателю о воспитании", представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе институт воспитания.рф.
Информация о нормативно-методическом обеспечении Программы:
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия (отсутствия) у ребенка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат традиционные ценности российского общества. Созданы особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия (дословно - «включение») - это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: инклюзивное образование - это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:
Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей: