|
Документ подписан электронной подписью |
Программа психологического
сопровождения образовательного процесса в МБДОУ детском саду «Морячок»
на 2023-2028 учебные года.
(срок реализации - 5 лет)
Педагог-психолог:
Штохова Е.И.
Содержание
I |
Целевой раздел |
3 |
|
1.1.Пояснительная записка |
3 |
|
1.1. 1.Цель и задачи Программы |
4 |
|
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы |
5 |
|
1.2. Значимые для разработки Программы характеристики |
6 |
|
1.3. Планируемые результаты Программы. Целевые ориентиры |
11 |
II |
Содержательный раздел |
22 |
|
2.1 Направления деятельности педагога-психолога |
22 |
|
2.1.1.Психологическая диагностика |
22 |
|
2.1.2. Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды |
29 |
|
2.1.3. Психологическое консультирование |
29 |
|
2.1.4. Коррекционно-развивающая работа |
20 |
|
2.1.5. Психологическое просвещение |
34 |
|
2.1.6. Психологическая профилактика |
34 |
|
2.1.6.Организационно-методическая работа |
36 |
|
2.2. Содержание деятельности в рамках ППк |
37 |
III |
Организационный раздел |
37 |
|
3.1 Материально-техническое обеспечение |
37 |
|
3.2. Предметно-пространственная развивающая среда |
38 |
|
3.3. Методическое оснащение программы по направлениям работы педагога-психолога
|
40 |
Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Нормативно-правовая база:
октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.)
программам дошкольного образования» (изменения от 01.12.2022 г.)
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ разработана на основании Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада «Морячок» и Адаптированными образовательными программами дошкольного образования МБДОУ детского сада «Морячок» для детей с ТНР и ЗПР, составленными в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБДОУ предполагает:
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога -психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МБДОУ в работе с детьми от 4 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
Цель психологического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ - повышение качества образования путем индивидуализации образовательной деятельности педагога и родителя с ребенком дошкольного возраста; сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Задачи программы:
Психологическое сопровождение педагога-психолога в образовательном процессе направлено на:
содействие воспитательной работе педагогам;
- адаптацию ребенка к детскому саду;
- раннее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребенком при групповой форме работы;
1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
В соответствии с Федеральными государственными требованиями Программа опирается на основные принципы её построения:
взаимодействия;
1.2. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ.
В МБДОУ реализуется сопровождение 1 группы детей.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения
(группы).
Психологические особенности детей 4-5 лет
Показатели |
Нормативы |
Ведущая потребность |
Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция |
Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность |
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми |
Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками |
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции |
Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания |
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания |
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие |
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание |
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин |
|
Объем внимания 4-5 предметов |
Память |
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление |
Наглядно-образное |
Воображение |
Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности |
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Возрастные особенности детей 5 -6 лет
Показатели |
Нормативы |
Ведущая потребность |
Потребность в общении |
Ведущая функция |
Воображение |
Игровая деятельность |
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. |
Отношения со взрослыми |
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками |
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции |
Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания |
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания |
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие |
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание |
Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. |
Память |
Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. |
Мышление |
Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение |
Развитие творческого воображения. |
Условия успешности |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
1.Планирующая функция речи. 2.Предвосхищение результата деятельности. 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). |
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели |
Нормативы |
Ведущая потребность |
Потребность в общении в и самоутверждение |
Ведущая функция |
Общение со сверстниками, осознания своего «Я» |
Игровая деятельность
|
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры |
Отношения со взрослыми |
Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками |
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции
|
Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания |
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания |
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие |
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание |
Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. |
Память |
Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. |
Мышление |
Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-слетстьвенные связи. |
Воображение |
Развитие творческого воображения стереотипности образов. |
Условия успешности
|
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания |
|
1.Планирующая функция речи. |
Новообразования возраста |
|
Планируемые результаты программы психологического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ согласуются с представленными во ФГОС ДО и ФОП ДО целевыми ориентирами.
Критерии результативности деятельности педагога – психолога:
детей, детей с особыми образовательными потребностями;
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 5 годам):
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 6 годам):
ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения образовательной программы (к концу дошкольного возраста):
ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое; - ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней; - ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
2.1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА.
Содержание работы педагога-психолога МБДОУ со всеми участниками образовательного процесса строится по основным направлениям деятельности: психологическая диагностика, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая деятельность, экспертная деятельность.
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Деятельность педагога-психолога МБДОУ регламентирована профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития познавательных процессов, личностных и межличностных образований возрастным ориентирами требованиям общества.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Основные методы психодиагностики – тестирование, наблюдение, беседа с применением проективных техник, приемов арт-терапии.
Диагностическая работа включает:
Психодиагностический инструментарий |
Направление/ цель психодиагностического обследования |
Возраст |
Форма проведения |
|
ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ |
||||
А.С. Роньжина Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.
|
Определение уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. |
От 2 до 4 лет |
Индивидуальная / групповая. Заполнение Листов адаптации |
|
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ |
||||
Метод «корректурных проб» Анфимова- Бурдона |
Исследования внимания, утомляемости, темпа деятельности, работоспособности, умственной продуктивности, произвольности |
Модификация для детей дошкольного возраста |
Индивидуальная / групповая |
|
Доска Сегена. |
Методика направлена на исследование доступности простых целенаправленных действий, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, зрительного пространственного гнозиса, действия «на глаз», пространственного мышления, исследование обучаемости. |
Модификация для детей дошкольного возраста от 2-3 лет |
Индивидуальная |
|
Альбом «Нейропсихологическа я диагностика в детском возрасте» Ж.М.Глозман, А.Ю.Потанина, А.Е.Соболева |
Комплексная оценка произвольности, регуляции и характеристик высших психических функций и аффективного состояния. |
Модификация для детей дошкольного возраста |
Индивидуальная |
|
Методика запоминания |
Исследование характеристик |
Модификация |
Индивидуальная |
|
10 слов А.Р. Лурия.
|
вербальной памяти, утомляемости, внимания. |
для детей дошкольного возраста |
|
|
Тест Торренса «Завершение картинок» (адаптация А.Н. Воронина). |
Диагностика творческого мышления. |
Модификация для детей дошкольного возраста |
Индивидуальная |
|
Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов- психологов детских дошкольных образовательных учреждений Н.Н.Павловой. |
Комплексное обследование познавательных процессов. |
для детей дошкольного возраста 2-7 |
Индивидуальная |
|
Психологопедагогическая диагностика развития детей под. ред. Е.А. Стребелевой |
Изучения уровня познавательного развития. |
Для детей от 2 до 7 лет. |
Индивидуальная |
|
Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, К. Маховер и т.д. |
Исследование уровня психического и интеллектуального развития ребенка. |
Для детей дошкольного возраста |
Индивидуальная |
|
Тест Дж. Равена. |
Измерение уровня интеллектуального развития. |
С 5 лет. |
Индивидуальная |
|
ДИАГНОСТИКА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
|
||||
«Графический диктант» Д.Б. Эльконина.; Гуткина Н.И «Домик» |
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности, умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы, выявление пространственной ориентировки и развитие мелких движений, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, самостоятельного анализа образца. |
Старший дошкольный возраст |
Индивидуальная / групповая |
|
|
|
|
|
|||
Веракса Н.Е. «Диагностика готовности ребенка к школе»
|
Определение уровня развития познавательных процессов |
Для детей подготовитель ных групп |
Индивидуальная |
|||
Скрининговая программа диагностикисформированности предпосылок учебной деятельности Е.А. Екжановой
|
Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности. |
Модификация для детей дошкольного возраста 5-7 лет |
Индивидуальная/ групповая |
|||
Беседа о школе Т.А. Нежновой. |
Исследование отно школе. |
шения к |
Для детей подготовитель ных групп |
Индивидуальная |
||
«Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга.
|
Исследование мотивации. |
учебной |
Для детей подготовитель ных групп |
Индивидуальная |
||
А.Л. Венгер «Мотивационная готовность». |
Исследование учебной мотивации. |
Для детей подготовитель ных групп
|
Индивидуальная |
|||
ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ |
||||||
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций «Домики» О.А. Ореховой.
|
Эмоциональное принятие новой социальной ситуации. |
Модификаци я для детей дошкольного возраста |
Индивидуальная |
|||
Т.С.Воробьева «Методика диагностики эмоционального благополучия»
|
|
Старший дошкольный возраст |
Индивидуальная/ групповая |
|||
ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ |
||||||
Восьмицветовой тест Люшера. |
Исследование эмоционального состояния ребенка. |
Старший дошкольный возраст 5-7 лет |
Индивидуальная |
|||
Методика «Лесенка». В.Г. Щур. |
Диагностика самооценки. |
Старший дошкольный возраст 5-7 лет |
Индивидуальная |
|||
«Тест тревожности» Р. Темпл, М. Дорки, |
Исследование ситуативной и личностной тревожности. |
Старший дошкольный |
Индивидуальная |
|||
В. Амен). |
|
возраст |
|
|||
Детский апперцептивный тест (КАТ) Беллак Л., Беллак С.
|
Изучение личностных особенностей, взаимоотношений в семье и, братьями и сестрами |
С4 лет |
Индивидуальная. |
|||
Методика «Страхи в домиках». Модификация М.А. Панфиловой. |
Диагностика страхов ребенка. |
С 3 лет. |
Индивидуальная. |
|||
«Кактус» Панфилова М.А. |
Определения уровня агрессии
|
С5 лет |
Индивидуальная. |
|||
А.Л.Венгер «Несуществующее животное» |
Изучение эмоциональноволевой сферы, личностных особенностей
|
С5лет |
Индивидуальная. |
|||
ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
||||||
Проективная методика «Рисунок семьи» Венгер А.Л.
«Семья в образе животных»
|
Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений. |
Модификаци я для детей дошкольного возраста |
Индивидуальная |
|||
«Опросник родительского отношения» Столин В.В., Варга А.Я |
Определить тип родительского отношения к ребенку |
Родители |
Индивидуальная |
|||
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГОВ |
||||||
«Поведение в конфликте» К. Томас
|
Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации |
Педагоги |
Индивидуальная |
|||
Бойко В.В «Диагностика уровня эмоционального выгорания»
|
Определить уровень эмоционального выгорания |
Педагоги |
Индивидуальная |
|||
Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:
семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер) •Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
Столин)
Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:
Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
Психодиагностическое обследование проводится:
(эмоционального) выгорания».
В рамках Психологической экспертизы комфортности и безопасности образовательной среды проводится анкетирование педагогического состава на предмет определения уровня удовлетворенности своим трудом, трудности, задачи и возможности воспитательной работы; анализ ресурсов школы.
ДИАГНОСТИКА В РАМКАХ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
||
«Методика определения интегративной удовлетворенности трудом» А.В.Батаршев.
|
Определение удовлетворенности личности своим трудом» |
Педагоги |
Индивидуальная |
Анкета «Оценка родителей/законных представителей качеством деятельности ДОУ
|
Определить уровень удовлетворенности родителями качеством предоставляемых услуг |
Родители |
Индивидуальная |
Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Задачи консультирования:
Психологические консультации проводятся со всеми участниками образовательного процесса. Предметом обсуждения служат результаты психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете индивидуально с соблюдением принципа конфиденциальности.
Направления психологического консультирования
|
||||
Консультиров ание администраци и, педагогов и других работников образовательн ой организации по проблемам взаимоотноше ний в трудовом коллективе и другим профессионал ьным вопросам. |
Консультиро вание педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуаль ных программ для построения индивидуаль ного образователь ного маршрута с учётом особенностей и образователь ных потребностей конкретного |
Консультиро вание педагогов по вопросу выбора индивидуаль но ориентирован ных методов и приёмов работы с обучающими ся. |
Консультиро вание родителей (законных представител ей) по проблемам взаимоотнош ений с воспитанника ми, их развития, в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приёмов коррекционн оразвивающей работы с |
Консультиро вание администрац ии ДОУ, педагогов и родителей (законных представител ей) по психологичес ким проблемам обучения, воспитания и развития детей |
|
обучающегос я. |
|
ребёнком |
|
Коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений развития различных категорий детей и оказание им помощи в усвоении образовательной программы по результатам диагностического обследования и Заключений ППк.
Коррекционно-развивающая работа проводится индивидуально и по подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками организуется при согласии родителей (законных представителей).
При выраженных нарушениях в развитии по решению ПМПК на дошкольника составляется Индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи КРР:
идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
информирования соответствующих структур социальной защиты;
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная психологическая помощь следующим целевым группам:
|
|
Нормотипичные дети |
Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска и реализации ребенком новых способов сотрудничества с взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон детского «Я». Создание условия для проявления самостоятельности, преодоления психоэмоционального напряжения и адаптации к условиям ДОУ. Сопровождение кризисов 3 и 7 лет |
Одаренные дети |
Определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития; - вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребенка; Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности; Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; Формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости; Организация предметно-развивающей, обогащённой образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности.
|
Частоболеющие дети |
Создание условий для успешной социализации, оптимизации межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками Коррекция/развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов. Снижение тревожности. -Помощь в разрешении поведенческих проблем.
|
|
Дети билингва, дети мигрантов |
Развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям; Формирование уверенного поведения и социальной успешности; коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия); Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку.
|
|
Дети с ОВЗ |
Предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; Формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использованием ассистивных технологий. Направления психологической коррекционноразвивающей деятельности согласно Заключению ПМПК. |
|
Дети и семьи в ТЖС |
Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими. Способствование отреагированию негативных переживаний, связанных с травмой. Актуализация внутренних ресурсов самого ребёнка, помогающих перерабатывать травматические переживания и снизить риски, связанных с развитием посттравматической симптоматики |
|
Дети и семьи в |
Сопровождение процесса развития ребёнка |
|
СОП |
|
(профилактика и коррекция отклонений в развитии ребёнка); -Проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.
|
Дети риска |
группы |
Коррекция /развитие социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы; Помощь в решение поведенческих проблем; Формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения; Развитие рефлексивных способностей; Совершенствование способов саморегуляции.
|
|
|
|
Включение ребенка из любой целевой группы в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных представителей).
Психологическое просвещение направлено на повышение психологической компетенции педагогов и родителей.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений – обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;
Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.
Одно из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога.
Цель психологической профилактики: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических условий в образовательном учреждении.
Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и творческих способностей детей, игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитие эмоциональной сферы, мотивационной. Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания», создание в ДОУ благоприятного психологического климата, на профилактику и своевременное разрешение конфликтов, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.
С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирование доброжелательных доверительных бесконфликтных отношений с ребенком и формирование полноценной личности ребенка, проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания на данную тематику.
Вид работы. |
Цель работы. |
Форма отчетности. |
Срок проведения. |
Консультация для родителей. |
Повышение психологической компетенции родителей. |
Протокол ы родительских собраний. |
Октябрь. |
Консультации для родителей: « Профилактика школьной дезадаптации» |
Определение оптимальных путей нормального психофизического развития детей старшего школьного возраста по результатам диагностики. Создание условий для успешной адаптации ребенка к школьному обучению. |
Протокол ы родительских собраний. |
Апрель. |
Оформление стенда. «Информация психолога» |
Повышения уровня психологической культуры педагогов и родителей. |
Статьи |
Один раз в месяц. |
Консультация для педагогов: |
Обогащение запаса психологических знаний |
Журнал учета |
Ноябрь. |
«Особый ребенок. Ранний детский аутизм». |
педагогов. |
групповых работ. |
|
Консультация для педагогов: Как помочь педагогу построить отношения с детьми «группы риска». |
Обогащение запаса психологических знаний и практических умений педагогов. |
Журнал учета групповых работ. |
Февраль . |
Оформление групповых стендов. «РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА». |
Повышения уровня психологических знаний родителей. |
Папка тематических консультаций психолога. |
В течение года. |
2.1.7 Огранизационно-методическая работа.
Вид работы. |
Цель работы. |
Форма отчетности. |
Срок проведения. |
||
Консультации и семинары в рамках районных, городских психологических центров. |
Повышение психологической ориентированности в частных вопросах и методиках. |
|
Пятниц а |
||
Изготовление рабочего стимульного материала; оформление кабинета психолога. |
Улучшение материальной базы для работы. |
|
В течение года. |
||
Психолого- – педагогический консилиум (ППк). Анализ и оформление результатов диагностико-коррекционной работы совместно с педагогами, старшим |
Работа по выявлению контингента воспитанников, требующих психологической помощи и коррекции. |
Документа ция ППк |
По плану работы ППк. |
||
воспитателем, заведующим МБДОУ. |
|
|
|
|
|
Работа с новинками психологической и методической литературы |
Подготовка к семинарам, педсоветам, разработка планов занятий. |
|
|
В течение года. |
|
Реализация программы самообразования по теме «Инновации в работе с детьми в ТЖС» |
Повышение уровня профессиональной компетентности. |
|
Самоанализ |
По средам течение года. |
в |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В
РАМКАХ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Психолого - педагогический консилиум (ППк) организуется и функционирует в ДОУ на основании соответствующего Положения, которое разрабатывается, принимается педагогическим советом учреждения и утверждается директором.
Цель ППк состоит в выявлении трудностей у воспитанников ДОУ, определении особых образовательных потребностей для реализации образовательной программы и проведения коррекционно-образовательной работы с детьми.
В рамках ППк педагог-психолог:
В начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года специалисты ППк, в том числе педагог-психолог проводят комплексное всестороннее обследование детей с целью выявления детей с особыми образовательными потребностями.
После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психологомедико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. На каждого дошкольника готовится пакет документов и характеристики с результатами обследования. После прохождения ребенком ТПМПК выдается протокол Заседания с рекомендациями по созданию для воспитанника специальных образовательных условий, тип группы и/или
индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированную образовательную программу.
Помещение педагога-психолога размещено на втором этаже.
В консультативном кабинете находится:
3. 2. Предметно-пространственная развивающая среда.
Игрушки и игры для кабинета педагога-психолога подобранны с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы:
№ п/п |
Наименование развивающих игр и игрушек |
Количество шт. |
1. |
Стол-песочница с подсветкой на пульте дистанционного управления |
1 |
2. |
Настольная игра «Тактильное лото» |
1 |
3. |
Готовимся к школе «Запоминайка» |
1 |
4. |
Сортер «Помощники в быту» |
1 |
6. |
Логико малыш «Психология» «Лабиринты» Нейропсихологическая игра «Повтори за мной» |
1 |
7. |
Обучающий комплект Я понимаю мир природы» для дошкольников, И. Мальцева |
1 |
8. |
Пазлы «Часть и целое» |
1 |
9. |
Картинки половинки |
1 |
10 |
Игра в портреты Clever |
1 |
11. |
«Путешествие в мир эмоций» |
1 |
12. |
Набор развивающих карточек «Узнаю. Смотрю. Играю», 70 карточек – 2 набора |
1 |
13. |
Счётный материал (60 кубиков + 40 палочек из дерева) |
1 |
14. |
Набор карточек с картинками, 6 комплектов («Кто куда?», «Мы вместе», «Мяу-гав», «Буквы», «Цифры», «Сказки»). |
1 |
15. |
Комплект средств обучения счёту и логике. Суперсортировщик – 3 комплекта. |
2 |
16. |
Развивающие игры: «Что сначала, что потом» комплект №1 Шнуровка Монтессори «Квадрат». |
1 |
17. |
Развивающие игры: «Что сначала, что потом» комплект №2 Доскт-развивашки «Набор для песка». |
1 |
18. |
Пособие «Учимся писать печатные буквы» |
1 |
19. |
Куклы мягкие |
2 |
20. |
Деревянный дом в разрезе |
1 |
22. |
Развивающий куб |
1 |
23. |
Деревянный пазл «Ёлка». |
2 |
24. |
Игровой набор для мелкой моторики «Цветные бомбошки». |
1 |
25. |
Развивающая игра-пазл «Весёлый алфавит» (66 цветных карточек-пазлов). |
1 |
26. |
весы «Считаем, взвешиваем, сравниваем» |
1 |
27. |
Магниты с животными |
5 |
28. |
«Волшебный мешочек» |
1 |
29. |
Развивающие пазлы «Увлекательная логика» (68 карточек) |
1 |
30. |
Мишки для счета в ведерке |
1 |
31. |
«Дополни картинку» |
1 |
32. |
«Найди подобное» |
1 |
33. |
«Найди лишнее» |
1 |
34. |
«Найди контур» |
1 |
35. |
Мозаика «Цвет, форма, счет» |
1 |
42. |
Набор мячей «Эмоции» |
1 |
43. |
Танграмм |
3 |
44. |
Набор карточек с заданиями к танграмм |
3 |
46. |
Матрешка (5) |
1 |
47. |
Игра для детей «Последовательность действий» |
1 |
48. |
Домино «Зверята» |
1 |
49. |
Пирамида деревянная №1 |
1 |
3.3. Методическое оснащение программы по направлениям работы педагога-психолога.
1.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. Владос-Пресс,2003.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер, 2004.
3.Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских образовательных учреждений. Генезис, 2008.
4.Стребелева Е.С.. Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2005.
лет,
1.Прихожан А.М.Психология тревожности дошкольный и школьный возраст. Питер, 2009
5.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей,
2Издательство ГНОМ и Д»,2005
6.Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение,1990
7.МардерЛ. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис,2008
8.Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.
Речь,2008
9.Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детскородительских отношений через сказку, игру, рисунок. Речь, 2011
10 М.А. Федосеева Занятия по развитию эмоциональной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет
11., А. Щербакова, В. Перфильев, М. Яснов. Большая книга эмоций с магнитами
4.Пол Коулмен. Как сказать ребенку о…Как помочь вашему ребенку решить проблемы, утешить его и развить в нем хорошие качества. Институт Психотерапии, 2002
5.Акимова Галина. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. Весь, 2001.
6.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 207 лет/авт.-сост. Шишова Е.В. Учитель,2011.
7. Тимофеев М.. Система сопровождения родителей,
1.Практическая психология образования/Под ред.И.В.Дубровиной. Сфера,1997.
2.Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога.Феникс,2004.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Пособие для педагогов дошкольных учрежденрий.Мозаика-Синтез,2006. 4.Степанов С.С.Азбука детской психологии.Сфера,2004.