ЭП

Документ подписан электронной подписью
13.08.2021 в 15:14; Шульженко Жанна Анатольевна; Заведующий МБДОУ детским садом «Морячок»
Ключ электроннй подписи

 

Принято

На заседании педагогического совета

МБДОУ детского сада «Морячок»

Протокол № 5   от  13. 08.2021г

Утверждаю :

Заведующий МБДОУ детским садом «Морячок» ______ Шульженко Ж.А.

Приказ № 100    от 13.08. 2021г

 

 

 

Согласовано

На заседании Управляющего Совета

МБДОУ детского сада «Морячок»

Протокол № 3   от  12. 08.2021г

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ

Муниципального бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения

детского сада «Морячок»

комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Кагальницкая 2021г

 

 

 

Содержание программы.

 

I .Целевой раздел

  1.  

1.1. Пояснительная записка.

1.1.1. Цели и задачи программы воспитания

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания.

1.2.1. Уклад ДОУ.

1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ.

1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ.

1.2.4. Социокультурный контекст.

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ.

1.3.Планируемые результаты освоения Программы воспитания.

1.3.1.Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет).

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (к 8 годам).

 

II.Cодержательный раздел.

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания.

2.1.1.Патриотическое направление воспитания.

2.1.2.Социальное направление воспитания.

2.1.3. Познавательное направление воспитания.

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания.

2.1.5. Трудовое направление воспитания.

2.1.6. Этико – эстетическое направление воспитания.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания.

 

III. Организационный раздел.

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания.

3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ.

3.3. Организация предметно – пространственной среды.

3.4.Кадровое обеспечение воспитательного процесса.

3.5. Нормативно – методическое обеспечение реализации Программы воспитания.

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей.

 

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания МБДОУ детского сада «Морячок», (далее – Программа воспитания), составлена на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

МБДОУ детский сад «Морячок» (далее - ДОУ) руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)  и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также  в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

 

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Морячок». В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

 

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

 

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского общества.

 

Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных

достижений ребенка, которые взаимосвязаны с портретом выпускника ДОУ и с базовыми духовно-нравственными ценностями.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,  в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами ОО. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое отражение  в основных направлениях воспитательной работы ДОУ.

 

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

 

Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений. 

ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

 

Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.


I. Целевой раздел.

 

Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии  с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми  в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода  на основе планируемых результатов достижения цели воспитания  и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными в Основной образовательной программе ДОУ.

 

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания.

 

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся  в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного (чувствительного) периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

 

Программа воспитания руководствуется принципами, определенными ФГОС ДО.

 

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

Данные принципы реализуются в укладе образовательных отношений, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

 

1.2.1. Уклад образовательной организации.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений1, опирающийся  на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОУ, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности  и социокультурный контекст.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ).

документ1– в разработке

1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ.

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая        среда        определяется целью и задачами воспитания, 

духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

 

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ.

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОУ. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

 

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

 

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития  и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий  по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ.  Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.  В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.  В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы  и ответственности. 

 

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

 

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

1.2.4. Социокультурный контекст.

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности  как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие основные виды деятельности и культурные практики:

 

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания.

 

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.  Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На уровне дошкольного образования не осуществляется оценка результатов воспитательной работы  в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

 

 

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет).

 

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

 

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения  со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье 

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно        ест,      ложится         спать  и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности  в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд 

Поддерживающий    элементарный             порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся            помогать        взрослому             в доступных действиях.

Стремящийся            к самостоятельности в самообслуживании,  в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

 

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет).

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности  к родному дому, семье, близким людям. 

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать  со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой,

коммуникативной и продуктивных видах деятельности  и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной  и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме

(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд 

Понимающий ценность труда в семье и в обществе  на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное  в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся  к отображению прекрасного в продуктивных видах

деятельности, обладающий зачатками  художественно-эстетического вкуса.

 

Раздел II. Содержательный.

 

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания.

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

 

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания.

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. 

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни  и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

Задачи патриотического воспитания:

  1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

 

2.1.2. Социальное направление воспитания.

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение  в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление  к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

 

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

  1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
  2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
  3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание  на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

 

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

 

Задачи познавательного направления воспитания:

  1. развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
  2. формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
  3. приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

 

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие  и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни:

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культурыздоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене  и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

 

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие       в       труде,       и       те       несложные      обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и  подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

  1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых  и труда самих детей.
  2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
  3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание  на нескольких направлениях воспитательной работы:

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания.

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

 

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

  1. формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
  2. воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии  на внутренний мир человека;
  3. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
  4. воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны  и других народов;
  5. развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
  6. формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения  к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса.

ДОУ  расположено на некотором удалении от центра ст. Кагальницкой. Включает в себя общеразвивающие группы и группы комбинированного вида.

Важной задачей в развитии воспитанников ДОУ является приобщение к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно – эстетическим ценностям, природе. Для решения данной задачи  ООП ДОУ дополнена парциальной программой «Родники Дона».

Положительное влияние на организацию воспитательного процесса в ДОУ оказывает историческое прошлое ст. Кагальницкой и Ростовской области, наличие памятных исторических мест в станице. Данные факторы позволяют планировать и реализовывать проекты героико – патриотической направленности «Мы помним», «Памятник погибшим защитникам нашей станицы» и т.д.  Работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, на привитие любви к Отечеству, на воспитание чувства гордости за историю становления страны.

 Основной целью педагогической работы ДОУ является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

 

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников  в процессе реализации Программы воспитания.

 

В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста  строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ.

Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада ДОУ, в котором строится воспитательная работа.

 

В построении сотрудничества педагогов  и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы используются такие формы и виды деятельности:

- коллективные (совместные праздники, родительские собрания, деловые игры, диспуты, тематические консультации, труд по благоустройству группы и прогулочной площадки), взаимодействие в социальных сетях;

- индивидуальные (беседы и консультации), работа специалистов по запросу родителей;

- наглядно – информационные (тематические стенды для консультации, выставки детских работ).

 

Раздел III. Организационный.

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания.

Программа воспитания ДОУ реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно- значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

  1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.
  2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
  3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
  4. Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.)  интегрируются с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДОУ.

Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителя ДОУ, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОУ.

Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами  и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.

Для реализации Программы воспитания уклад целенаправленно проектируется командой ДОУ принимается всеми участниками образовательных отношений.

 

Процесс проектирования уклада ДОУ включает следующие шаги.

№ п/п

Шаг

Оформление

1

Определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ДОО.

Устав ДОО, локальные акты, правила поведения для детей и взрослых, внутренняя символика.

2

Отразить сформулированное  ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности ДОО:

  • специфику организации видов деятельности;
  • обустройство развивающей  предметно-пространственной среды;
  • организацию режима дня;
  • разработку традиций и ритуалов ДОО;
  • –праздники и мероприятия.

ООП ДО и Программа воспитания.

3

Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада ДОО.

Требования к кадровому составу  и профессиональной подготовке сотрудников..Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников.

Социальное партнерство ДОО с социальным окружением.

Договоры и локальные нормативные акты.

 

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда –  это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

 

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО.

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.  Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.  В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в ДОО происходит в следующих формах:

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

3.3. Организация предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОУ и включать:

ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания,  способствовать их принятию и раскрытию ребенком.

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и ДОУ.

Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОУ.

Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.

Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.

Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.

 Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

 

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого – педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.

Функционал, связанный с организацией воспитательного процесса.

Наименование должности

Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса

Заведующий детским садом

- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;

-создает условия, позволяющие педагогическому коллективу реализовать воспитательную деятельность;

- проводит анализ итогов воспитательной деятельности в ДОУ за учебный год;

-планирует воспитательную деятельность в ДОУ на учебный год;

-регулирование воспитательной деятельности в ДОУ;

-контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности ДОУ;

- организация повышения квалификации педагогов.

Старший воспитатель

-Организация воспитательной деятельности в ДОУ;

-Планирование работы в организации воспитательной деятельности;

- организационно – координационная работа при проведении общесадовских воспитательных мероприятий;

-организационно – методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив;

-стимулирование активной воспитательной деятельности педагогов.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Учитель - логопед

-формирование у воспитанников активной гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ;

- организация работы по формированию общей культуры будущего школьника;

-внедрение здорового образа жизни;

- внедрение в практику воспитательной деятельности новых технологий;

-организация  участия воспитанников в мероприятиях в рамках воспитательной деятельности.

Помощник воспитателя

- совместно с воспитателем обеспечивает занятие воспитанников творчеством, трудовой деятельностью;

-участвует в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника.

 

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания.

Перечень локальных правовых документов ДОО, в которые вносятся изменения в соответствии с рабочей программой воспитания:

1.Устав ДОО.

2.Должностные инструкции педагогических работников.

3.ООП ДОО

4.Программа развития образовательной организации.

5. Кодекс нормы профессиональной этики и поведения педагогов.

 

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей.

 

Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.

На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.

На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.

Основными условиями реализации Программы воспитания в ДОУ, реализующего инклюзивное образование, являются:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего  и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
  5. активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:

  1. формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
  2. формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
  3. обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
  4. обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
  5. расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;
  6. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
  7. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  8. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

 

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы на 2021-2022учебный год

месяц

Гражданско - патриотическое  воспитание

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Духовно – нравственное воспитание

сентябрь

День знаний 1 сентября

День солидарности в борьбе с терроризмом

3 сентября                        

 

Акция «Все листочки соберем» 28.09

Акция «Семена для наших клумб» 22.09

Конкурс « Осенние фантазии» совместное творчество детей и родителей    30.09

 

октябрь

Неделя безопасности «Дружим с ПДД»

 

День хлеба

16.10

День перелетных птиц 12.10

День пожилых людей 01.10       Спортивный досуг «Я вырасту здоровым»

Осенний праздник «Осенины» - 1 неделя.

ноябрь

День народного единства 4.11

 

«Синичкин день» Кормушка для птиц на территории детского сада

День матери 26.11

декабрь

Неделя воинской славы «Мы помним тебя неизвестный солдат1-3.12

Акция «Украсим нашу группу» совместная работа педагога и воспитанников, их семей.13-17.12

 

Конкурс «Оригинальная новогодняя игрушка»

Новогодние утренники

январь

 

«Делаем снежную горку»

День пингвинов20.01

«Пришла коляда»  вторая неделя

февраль

День освобождения станицы Кагальницкой от фашистских захватчиков.02.02    День освобождения г.Ростова – на Дону от фашистов.14.02    

 

 

День орнитолога19.02

День полярного медведя

 

Военно –спортивный праздник к Дню защитника Отечества

март

 

 Огород на окне

День Земли20.03

Театрализованное представление «Посадил дед репку»

Утренники для мам.

апрель

День космонавтики 12.04

Посадили огород.

День птиц.01.04

День книги.

май

 

Поливаем мы цветы

День Солнца

День памятников18.05

Неделя воинской славы «Мы помним» ко Дню Победы.

 

Основные понятия, используемые в Программе

 

Воспитание– деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

Образовательная ситуация– точка пересечения образовательного процесса  и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции.

Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.

Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде

Общность– устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская). 

Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.

Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.

Субъектность–социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.

Уклад–общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность  и социокультурный контекст.